Ожидание — штука сама по себе не очень приятная, хуже только догонять. Ну, а когда еще и цель ожидания столь значима, как, например, новая часть любимой с сопливого детства серии, то этот процесс может стать в разы утомительней. В нашем случае томление подогревали на медленном огне и средне мировые оценки, и соответствующие взятой планке качества продажи, исчислявшиеся миллионами уже в первую неделю, логично занесенные после этого в Книгу рекордов Гинесса. Теперь же, вдоволь наигравшись в РС-версию и составив свое мнение об игре, можно взяться за подарочный Montblanc и попробовать описать свои впечатления, коих хватало с головой.
Через некоторое время после покупки игры замечаешь, как незаметно становится традицией после рабочего дня проживать полчаса-час еще и в Либерти-сити, никуда не торопясь, смакуя и растягивая удовольствие . По мне, так ради этого стоило ждать около трех лет, а потом еще полгода пускать слюни и кидать завистливые взгляды на везунчиков-консольщиков, проходящих полюбившийся сабж уже по третьему разу.
C каждой отыгранной минутой GTAIV открывается новыми гранями. Сюжет, как и прежде линеен — игрок лишь волен выбирать, чем ему заняться в первую очередь, а что отложить на потом. А вот сценарий заслуживает отдельных похвал: мастерски проработанные диалоги с головой погружают игрока в мир криминального нуара, где подставляют и кидают на каждом углу. Где с трудом доверяешь даже брату. Где только твердая мужская воля и дробовик, приставленный под правильным углом к нужной голове, решают практически любой вопрос.
Разрабатывая новую часть криминальной саги, Rockstar применили знакомый принцип: все то же самое, только больше и лучше. Все в игре проработано до мелочей, вплоть до подпевающих песням по радио таксистов, подавания милостыни бомжам и даже экскурсий на вертолете. Интерактивность вообще поднялась на новый уровень. Можно, к примеру, устраивать соревнования по групповому метанию хот-догов в продавца или проезжающие мимо машины. Расстраивает одно: после каждой серьезной потасовки с головы Нико в боевом угаре слетают очки, заставляя опять тащится в магазин или домой за новыми — жажда ничто, имидж все! Зато, на основе новых возможностей изменилась и боевая система. Теперь можно, к примеру, ранить оппонента в отдельно взятую конечность или, точным попаданием, выбить у того дымящийся ствол из рук.
При всем этом, игра стала немного проще, благополучно избавилась от тренажерных залов, танков, велосипедов и параметров героя как таковых. Теперь нельзя прыгнуть с парашютом или прокачать свежеукраденое авто, забацать «ирокез», татуировку или поводить поезд. Главный герой в новом воплощении, к моему прискорбию, разучился даже нырять.
Зато и нововведений порядочно: теперь Нико может использовать укрытия при стрельбе, которые вкупе с захватом цели превращают обычную перестрелку в тактический боевичок. Немного разнообразились и рукопашные схватки, а герой получил в пользование Интернет и полноценный GPS, который автоматически прокладывает путь до точки по основным автотрассам, часто сопровождая этот процесс голосовыми указаниями.
Нельзя не отметить и новое средство коммуникации — мобильник. С помощью сего девайса Нико может связаться с кем-то из друзей, подруг и работодателей, пригласить на попойку или партию в дартс, получить задание или даже вызвать спасателей. Хорошая новость есть и для читеров — теперь коды вводятся в память телефона, так что в следующий раз судорожно набирать их раз за разом не придется.
Обновилась, кроме всего прочего, и система борьбы с полицией. Теперь, после получения очередной «звездочки», соответствующей новому уровню розыска, на радаре появляется круг. Этот круг очерчивает некоторую территорию вокруг места преступления или места, где Нико последний раз был замечен копами. Механика тут простая: выше уровень розыска — больше радиус опасной территории. Ну а чтобы уйти от преследователей, нужно всего лишь выйти за рамки этого круга и продержаться там некоторое незначительное время, благо все машины и вертолеты «вавилона» чудесным образом отображаются на радаре.
Всего несколько дней, и Либерти-сити становится родным городом. Начинаешь узнавать улицы, неумышленно запоминать (на будущее) различные, полезные при погонях, закоулки, коих в игры сотни и тысячи. Поведение машин тоже изменилось в лучшую сторону, по сравнению с прошлыми частями серии, причем изменилась не только механика, но и AI. Теперь можно забыть о пятикилометровых пробках, поскольку водители, наконец, научились объезжать препятствия.
Нельзя пропустить и заготовленные в специально выделенных для этого местах города трамплины: занятия экстремальными прыжками здорово веселят. Тем более, что в игре присутствуют все средства для того, чтобы каждый смог снять видеоролик о своих похождениях, и сразу же выложить его на всеобщее обозрение в сеть. Тут и разноуровневые камеры, и возможность изменять скорость течения времени, и, встроенные в игру, мощные средства монтажа.
Встречаются в игре и некоторые несуразности. А где их нет? На глазах у полиции сбиваю человека — эмоций ноль. Возможно, для третьесортного городка типичного американского уезда (типа NYC, прообразом которого и является игра) — это в порядке вещей? Зато после посещения бара с Романом и сев за руль в чрезвычайно упитом состоянии, первый же патруль с синими буквами LCPD на капоте, завидев меня, начинает очередную игру в «догонялки». Как они узнали что я пьян, если я даже не успел тронуться с места — для меня настоящая загадка. Понятно, что воссоздать огромный, живой город и учесть все мелочи и нюансы — нереально, поэтому и случаются иногда казусы такого рода..
Еще, лично мне немного не хватает полноценных посиделок в барах/ресторанах, да чтобы с вариантами ответов в диалогах и обязательным мордобоем на выходе.. но это видимо уже в следующей инкарнации. Иногда расстраивает однозначность выбора, точнее иллюзии выбора, но за уникальным процессом игры не увлекаешься такого рода изысканиями — ведь тут можно просто жить. В то же время, играть в GTAIV детям я бы запретил и у нас в России. Такая неограниченная свобода действительно может оставить отпечаток жестокости на неоперившейся душе и открыть узенькую тропинку к темной стороне юным падаванам нашего времени.
Кроме достойного экранизации сценария, нельзя не отметить и бесподобное озвучение оригинала — локализовать такое просто недопустимо, лучше все равно не получится. Поэтому, решение Rockstar запретить это кощунство российскому издателю, было на мой взгляд очень верным. Впрочем, назвать перевод субтитров, выполненный компанией 1С, некачественным — не повернется язык.
А вот музыки тут действительно много, в пересчете на привычные гигабайты, в количестве около трех. Восемнадцать радиостанций (в том числе и русскоязычная Vladivostok FM) призваны удовлетворить любого, даже самого притязательного меломана. Жанры — от современного джаза и регги до диско-хауса и электроклэша. Плюс к тому, периодические высмеивания всех аспектов жизнедеятельности среднестатистического жителя Соединенных Штатов по ТВ или радио. Средства вещания здесь явно представлены как окошки в трубе духовного мусоропровода (чем, впрочем, они и является, даже на заснеженных просторах России-матушки), за что разработчикам низкий поклон.
Разработчики использовали движок собственного изготовления RAGE (Rockstar Advanced Game Engine), который и выдает на гора вполне достоверную картинку. Машинки на улицах города прямо как игрушечные: работающая подвеска, простреливаемые шины, бьющиеся фары и стекла, а также полноценный расчет повреждений «на ходу». Аспекты физики в игре также задействованы на всю катушку. Теперь главный герой, к примеру, может от сильного лобового столкновения просто выпорхнуть через ветровое стекло, по всем правилам реального мира.
Есть небольшая претензия к требовательности игры, но с другой стороны — а что тут такого? Для чего тогда пара десятков всем известных брендов выпускают с частотой и автоматизмом отбойного молотка все эти навороченные железки? В общем и целом, апгрейд для этой игры жизненно необходим — игра прожорлива как новый лимузин Барака Обамы.
Закончить обзор я бы хотел примером из системы статистики GTAIV, которая, по доброй традиции, терпеливо записывает все ваши действия в игре, а также их количество. Здесь нашлась опция «Степень привыкаемости к игре», которая лично у меня застыла на отметке «Выходные начались!». И застыла, по всей видимости, еще очень надолго.