История фирмы Sega

Если десять человек вдруг решат вспомнить самые значимые компании игровой индустрии, то, минимум, семерым первой придет на ум знаменитая корпорация SEGA. Нашему геймеру она запала в душу еще во времена царствования на российском рынке приставки MegaDrive. Чего говорить, это была, пожалуй, самая популярная и самая массовая консоль за всю историю продаж приставок в России. С самыми интересными и красивыми играми, в то же время обладать ею — не значило спускать все деньги на картриджи, ведь цены на игры держались на более или менее приемлемом для российского покупателя уровней. Немного отдалившись от темы, спешу вернуться к основному повествования. И так, SEGA. Вклад компании в развитие игровой, да и компьютерной индустрии неоценим, а список революций в графике и концепции можно выпускать несколькими томами. Первый трехмерный файтинг, первая онлайновая приставочная RPG — это лишь верхушка того Эвереста, который покорили разработчики компании. За одиннадцатью командами компании стоят многочисленные открытия, разработки новых концепций и игровых жанров. В общем-то, это компания-лидер, компания-революционер, в хорошем смысле этого слова. Но доказывать или подтверждать ее лидерство мы в этой статье не будем — эту функцию прекрасно выполняют ее игры. Наша цель в другом — оглянуться на историю, прошлое столь великой компании, тем самым, воздав уважение ее настоящему.
И так, вспомним историю этой славной компании, которая берет свое начало с далекого 1954 года. Именно тогда американец по имени Дэвид Роузен, переехавший в Японию сразу после Второй Мировой войны, основал компанию, названную Service Game Company. В 1956 году компания начинает импорт в США фотокабинок (для быстрого фото) и игровых автоматов (типа однорукого бандита), которые были весьма популярными среди американских солдат, служивших на военных базах США в Японии. В 1965 году политика компании Роузена изменяется, компания начинает производить свои собственные игровые машины. Для этих целей были прикуплены производственные мощности некой японской компании, производившей музыкальные автоматы. Тогда название компании меняют на Rosen Enterprises. Это название просуществовало недолго и уже вскоре компания получила привычное нам название SEGA (образовано от двух первых букв «Service Games»).
В 1966 году SEGA произвела свой первый хит мирового масштаба Periscope (есть такое подозрение что наш, советский «морской бой» начисто содран с «перископа»). Примерно в это же время Роузен продал свою компанию фирме Bally Manufacturing Corp, оставаясь однако президентом SEGA. К 1983 году в активе компании были такие разработки как первая игра на CD «Sega Astron Belt», первая трехмерная игра «SubRoc 3D», и первая игровая консоль NSG1000 — все данные продукты были выпущены в Японии.
В 1970 году SEGA продают компании Gulf & Western. Роузен продолжает вести дела компании в качестве исполнительного директора.
В период 70 — 80х годов SEGA производит игры для таких консолей, как
ColecoVision и Atari 2600. Хиты компании в то время: Turbo, Frogger,
Zaxxon. В это же время Роузен покупает дистрибьюторскую компанию, основанную японцем Hayao Nakayama.
В 82 году ежегодный доход SEGA от продаж достигает 214 миллионов долларов. В это же время компания совершает первые прорывы в игростроении — первая игра на лазерном диске (Astron Belt), первая трехмерная игра (SubRoc-3D), тогда вышла первая видео приставка
компании — SG-1000. На Западе практически не известная, эта консоль
была весьма популярна в Стране Восходящего Солнца. Американское отделение формально отделяется от японского и называется Sega Enterprises. В 83 году оно было куплено Bally Manufacturing Corporation. Sega of Japan спешно покупается группой японских инвесторов, в числе которых был и Роузен. Сумма сделки — $38 млн.
В 1984 году американское отделение компании выкупается его японской
сестрой, Sega of Japan совместно с CSK Corporation. Вновь соединившиеся компании образуют Sega Enterprises, Ltd. Успех компании на аркадном рынке (рынок игровых автоматов — видеоигр), в частности таких игровых проектов, как Out Run (вышла в 1986), After Burner (1987) и Shinobi (1987) подталкивает Сегу к разработке новой, пятой по счету, приставки. Выходит восьмибитный Sega Master System — первая приставка от Сеги, которая продавалась за пределами Японии. Основываются Sega of America и Sega of Europe.
Далее начинается эра приставочного рынка. И Сега в этой эре сыграла далеко не последнюю роль. Ну а если приставки — это лицо Сеги (наряду с игровыми автоматами), то и ее историю далее продолжим историей самых яркий ее приставок.
Однако в 1984 игрововой рынок переживал полосу тяжелейшего кризиса. Компания смогла выжить только благодаря тому что часть акций выкупил японский предприниматель Hayao Nakayama, ( ранее он был дистрибьютером продукции SEGA на японском рынке), а контрольный пакет акций приобрел японский холдинг CSK. Этот момент принято считать рождением такой SEGA, какой мы видим ее и сейчас. Hayao Nakayama стал президентом, в компании осознали, что любое «железо» имеет свой жизненный цикл, и нельзя зацикливаться на чем то одном. Тогда же были организованы знаменитые отделения по разработке игр AM. В последущие несколько лет, в Японии, были выпущены консоли SC-3000, SC-3000H, SG-1000-2, FG-1000, и наконец Mark3. Только в 1987 году SEGA выпускает Master System (MS), свою первую «общемировую» 8-ми битную систему. К сожалению, особого успеха данная консоль не добилась, в это время на рынке доминировала NINTENDO со своей 8-ми битной системой NES. Проблема состояла в том, что NINTENDO заключала «интересные» контракты — если создаете продукт для NES то вы работаете ТОЛЬКО с NES. Учитывая что данная платформа занимала около 90% процентов рынка, то выбирать особо не приходилось. Сдругой стороны это подвигло SEGA на создание собственных внутренних команд разработчиков. В итоге Master System был так называемой «пробой пера» перед выпуском Mega
Drive (Genesis в США).
Не смотря на все свои провалы на рынке домашних консолей, SEGA, всегда выживала благодаря своему отделению по производству игровых автоматов. Именно это позволило компании «относительно» безболезненно перенести провал MS, и приступить к разработке новой 16 битной консоли. В конце 1988 года, за несколько месясяцев, до старта Genesis в США, NEC выпускает свою приставку Turbo Grafix — 16 ( Это была система с 8 битным центральным процессором, и 16 битной графической подсистемой). Данный аппарат довольно быстро провалился, в основном потому, что NEC не обеспечил должной поддержки своей консоли со стороны независимых разработчиков, а своих команд практически не было. Не помогла даже помощь со стороны NINTENDO, которая разрешила некоторым из «своих»независмых разработчиков поддержать Turbo Grafix — 16. Mega Drive был первым глобальным успехом SEGA на рынке игровых консолей. Добившийся невероятной популярности особенно в США и Европе, и довольно хорошего в Японии. Ключи такого успеха лежали в правильном понимании нужд потребителей, а также очень лояльными условиями для независимых разработчиков (по сравнению с NINTENDO). Сама NINTENDO сперва не восприняла новую приставку SEGA в серьез. Даже сам президент американскрого отделения NINTENDO в интервью как-то сказал, что они проводили исследования среди пользователей NES, и выявили, что те вполне довольны существующим положением вещей. Хотя не смотря на внешние спокойствие, NINTENDO уже вовсю вела работы по созданию своей 16 битной консоли. Момент «истины» наступил в 1991 году когда NINTENDO выпустила на американский рынок Super Nintendo. Все ждали,что NINTENDO с легкостью вернет себе свои, уже «несколько» утраченные» позиции на рынке видеоигр, однако этого не произошло. SEGA мастерски «выкрутилась» из не очень удобной для себя ситуации. В конце 1991 года появилась игра Sonic, главный герой стал символом компании, таким же как Mario для NINTENDO. Созданный специально для того что бы продемонстроровать превосходство Mega Drive над Super Nintendo в скорости обработки данных центральным процессором ( 7,5 Mhz у Mega Drive против 3,8Mhz у Super Nintendo), эта игра стала суперхитом и была признана игрой года.
В том же девяносто первом выходит первая аркадная голографическая игра Time Traveler. В 1993 игровой мир познает очередную революцию «made by SEGA». Ю Сузуки и передовое отделение Сеги AM2 (официальное название — CRI) создают первый трехмерный файтинг — Virtua Fighter. Сега и Dreamworks SKG открывают сеть залов игровых автоматов. Популярность компании набирает обороты со скоростью кометы.
В дальнейшем обе 16 битные системы продавались приблизительно одинаково, различия были в походах к пониманию рынка видеоигр. NINTENDO всегда следила что бы игры выходящие на ее платформе содержали как можно меньше насилия и тому подобного, SEGA наоборот никогда не гнушалась подобными вещами. На пример Mortal Kombat на MD всегда был в «оригинальном» варианте без всяких «вырезов» как на Super Nintendo.
К сожалению в этот период SEGA «ударилась в экспирименты» это были выпуски дополнительных модулей для MD — SegaCD и 32X. В 1993 году выходит SEGA CD — дополнительный модуль к MegaDrive, использующий лазерные диски в качестве носителей информации. Приставка могла читать игры и музыку на дисках, картриджах, а так же выступать в роли караоке, столь любимого японцами. На какое-то время она стала популярной, но быстро была забыта — слишком мало было игр, и слишком высока была цена… В девяносто четвертом была предпринята неудачная попытка обыграть тему МегаДрайва в 32х битной приставке 32-X (X`Eye), которая совмещала в себе слот для картриджей MD и CD-привод. Для Sega 32x было выпущено всего 27 игр. Но тогда над геймерами уже летали настоящие «тридцатидвухбитки» — сеговский Saturn и PlayStation от Sony.
В этом же году совместными усилиями SOA, Time Warner и TCI в Северной Америке запускается телеканал SEGAchannel.
Попытка потеснить NINTENDO с рынка портативных игровых систем, тоже закончилась провалом, Game Gear (8 битный аналог Gameboy только с цветным экраном) был довольно большим, а батарейки «умирали» за 3 часа. В итоге к 1994 году SEGA оказалась в ситуации, когда ей приходилось поддерживать целых 8 игровых платформ включая Mega Drive, SegaCD, 32X, Nomad, GameGear, Pico, а в некоторых местах еще продавалась Master System! К сожалению при выпуске Saturn было сделано огромное количество непростительных ошибок. В частности, Saturn был выпущен на рынок по цене 400$ в США (400фунтов в Великобритании!!!). Имея в библиотеке всего несколько хитовых игр, таких как Virtua Fighter, Virtua Racing, обладая не дружественным интерфейсом для программирования, запутанной архитектурой (2-х процессорная система), и самое главное, отсутствие активной поддержкой независимых разработчиков, консоль довольно быстро провалилась на западе. В Японии ситуация была несколько иной, там Saturn, сначала лидировал по продажам (по сравнению с Playstation) а затем продавался приблизительно в одинаковой пропорции с PSX. Переломный момет наступил в 1997 году с выпуском Final Fantasy 7, начиная с этого момента Saturn начал терпеть поражение и у себя на родине.
Правда надо отметить что за 4 года «жизни» системы на нее вышло много отличнейших игр таких как Virtua Figter 1&2, Virtua Cop 1&2,Nights, Shining Force 3, Panzer Dragoon 1&2&Saga, Barning Rangers. Но спасти систему уже не могло ничто, время было упущено. PSX прочно закрепился на всех рынках. В 1998 году (последний год «жизни» Saturn) в США сложилась следующая ситуация — PSX 10.4 миллиона проданных приставок, NINTENDO 64 — 2,6 млн., Saturn … 1.4 млн.
Единственным фронтом, на котором дела компании шли более или менее хорошо, был рынок игровых автоматов. Игрушки The House Of The Dead и Virtua Fighter3 были абсолютными хитами аркад.
В 1995 году образовано отделение SEGAsoft, которое занялось производством и портированием игр на PC.
SEGA — Dreamcast. Первая 128-битная приставка. Выпущенная в ноябре 1998 года в Японии и в конце 1999 в остальном мире. Новый уровень графики, новые горизонты игровых ощущений, потрясающие игры от известнейших разработчиков и от самой Сеги. А главное, эта была первая консоль, открывшая приставочникам просторы Интеренета в их почти полной мере. В Европе и Америке приставка стала хитом, но в Японии ее продажи шли как-то вяло. На Дримкасте выходит Phantasy Star Online — продолжение знаменитой ролевой серии, теперь перенесшееся в онлайн. Открыта сеть SEGANet — первый Интернет-провайдер, ориентированный на приставочников.
К 2001 году Сега находилась в давнем и очень жестоком кризисе — предыдущая приставка компании — Saturn — не оправдала возложенных на нее надежд и не несла своему разработчику ничего, кроме огромных
финансовых потерь. Сега решает срочно сменить свою игровую политику. Производство консолей в планы не входит. Компанией решено оставить рынок приставок и стать независимым разработчиком, выступающим на рынке харда лишь в качестве производителя игровых автоматов (эта отрасль, в отличии от приставок приносила Сеге хорошую прибыль). Поддержка Дримкаста и игровых сервисов, созданных для него и его игр, продлилась до конца 2002 года.
В данный момент компания Сега занимается разработкой софта для приставок других производителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: